Пенза, а/я 1345Пн - Пт с 09:00 до 20:00
+7 (937) 444-66-82

Икона Божьей Матери "Спорительница хлебов"

История создания иконы Божией Матери "Спорительница хлебов" тесно связана с житием иеросхимонаха Амвросия Оптинского, канонизированного Русской православной церковью в чине преподобного. История её создания, поскольку создание иконы пришлось на относительное близкое к нам время - конец 19 века, подобно и многократно отражена во всех описаниях жизни преподобного старца. 

К старцу Амвросию, который внес огромный вклад в русскую святоотеческую литературу - неиссякаемый источник духовной помощи и мудрости, приходили и приезжали со всех концов России. Ехали за благословением, за советом с просьбами о помощи. Особым его попечением и вниманием пользовались вдовы, сироты из девиц. Для таких женщин и девушек, сирот женского пола, которые не имели семей и приюта и желали жить в тихом и скромном благочестии по благословению и указанию преподобного Амвросия, основывались православные женские общины. Их жительницы постоянно находились под духовным руководством оптинских старцев. Это были и Предтеченская женская община в городе Кромы Орловской губернии, Ахтырская Гусевская в Саратовской губернии, Пятницкая в Воронежской губернии, Козельщанская под Полтавой, Леснинская на Холмщине и многие другие. Но сам преподобный Амвросий не участвовал в их устроении и становлении, он только давал совет и указания к устроению. Только Казанская женская обитель в Шамордино вблизи Оптиной пустыни стала его детищем. Это была его последняя земная дань Господу в его непрестанных заботах о не нашедших иного земного приюта женщинах, которые он полностью принял на себя, следуя воле Божьей. "Последний подвиг любви старца Амвросия" - так назвал протоиерей Сергей Четвериков создание Шамординской обители. Здесь преподобный отошел к Всевышнему. За два примерно года до этого по его замыслу была создана икона Богоматери "Спорительница хлебов". 

Рассудительность и прозорливость совмещались в старце Амвросии с удивительной, чисто материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. Он имел огромное духовное влияние не только на братию монастыря, но и на посторонних людей всякого звания и положения. При всей своей крайней немощности и болезненности, приковавший его почти всегда к постели, он с утра и до поздней ночи, с небольшим перерывом для обеда и краткого отдыха, принимал посетителей, и эта его деятельность продолжалась непрерывно в течение 30 лет. Согласно жизнеописанию старца и другим документам о нем, которые ныне хранятся в фондах Российской государственной библиотеки, к моменту возникновения у него замысла этой иконы старец был уже тяжко болен. Предчувствуя кончину, он сердечно и усердно молился Пречистой о будущей судьбе обители, о том, что будет с ней, когда его не станет. 

О том, как возник у преподобного Амвросия этот образ Богоматери, благословляющий тучные хлеба, описано у отца Ераста (Ввытропского), письмоводителя старца. Он пишет, что, когда некий житель северных районов России, где вырастить хороший урожай было великой проблемой, увидел великолепные простирающиеся до горизонта поля Черноземья, он был поражен этим зрелищем. Ему в голову пришла мысль о том, как русский народ, которому Господь отвел такое богатство, может выразить свою благодарность Богородице, простершей над ними свой Покров. Каждый русский человек, каждый земледелец, хозяйка в доме молят о том, чтобы урожай был обильным, чтобы их не постиг голод, поскольку исстари зерновые в России были не только пищей, но и валютой - излишки зерна  продавали, а то и напрямую меняли на самое нужное в хозяйстве.

В 1889 году преподобный Амвросий заказал список с иконы Божьей Матери, которая находилась в Болховском Богородично-Всесвятском женском монастыре. Список был готов к февралю 1890 года, о чем в одном из документов, датированных 1894 годом, говорится, что задание сделать его было дано старцем через казначею Болховской обители монахиню Сергию, которая и передала веление старца игуменье монастыря Иларии. Он попросил на обороте иконной доски сделать надпись "Спорительница хлебов" и одну икону отправить ему, а другую такую же поставить в амбаре обители, чтобы в нем не переводился хлеб. "Спорительница"-существительное, образованное от глагола "спорить", "спорительница". По словарю В.Даля "спорить" означает - помогать, способствовать приносить пользу, улучшать, удобрять, приносить счастье, удачу, идти впрок. 

Описание образа иконы Божьей Матери "Спорительница хлебов": на иконе Божию над созревшей хлебной нивой, молящейся за русскую землю. Внизу на узкой полоске земли - хлебное поле, часть которого уже сжата в снопы, лежащие тут же, а часть еще колосится среди цветов и травы. А над ним распростерта Свои руки восседающая на легком облаке Матерь Божия. Взгляд Её, обращен прямо на нас, и милостивый, и одновременно строгий. Неслучайно Владычица изображена сидящей на облаке - символе небесных вод и, соответственно, плодородия. Это облако орошает землю, дающую урожай хлебных колосьев, собранных в снопы. На иконе Матерь Божия благословляет землю, рождающую хлеб, нужный нам в повседневной жизни для поддержания сил телесных. 

Купить икону Божьей Матери "Спорительница хлебов" следует верующим с целью молитв перед иконой для помощи в предупреждении о неурожае, молитв о плодородии земли, о добром урожае, о спасение его от засухи или, напротив, от слишком обильных дождей. Так же перед образом просят благословения на труд, поскольку само слово - "спорительница" означает помощница.

Празднование иконы Божьей Матери "Спорительница хлебов": 15/28 октября, после времени окончания жатвы и уборки урожая. 

 

Заказать икону Божьей Матери "Спорительница хлебов"